Производство собственной продукции потенциально может принести больший доход, чем перепродажа. Это касается различных категорий товаров, в том числе косметики. Такая идея для бизнеса удачна с любой стороны – косметика пользуется спросом в любое время года, рассчитана на различные целевые группы, для старта можно найти всё необходимое. И хотя единого алгоритма для начинающих предпринимателей нет, попробуем поэтапно описать запуск собственного производства.
Как подготовиться к запуску
Чек-лист подготовки перед запуском производства косметики:
- по максимуму изучите нишу;
- посмотрите на работу конкурентов;
- проанализируйте целевую аудиторию;
- решите, будете производить что-то новое или пойдёте по существующему пути;
- проанализируйте поставщиков сырья и материалов;
- составьте список необходимого оборудования;
- изучите перечень нужных для работы документов;
- составьте план запуска и реализации продукции.
Рынок косметики – высококонкурентный. Тягаться с именитыми брендами у новичка вряд ли получится, поэтому можно выбрать два сценария – запустить собственную линию под новым именем или изготавливать продукцию масс-маркет, спрос на которую остаётся стабильно высоким.
Как рассчитать бюджет?
Один из краеугольных камней – бюджет. Перед каждым предпринимателем встают вопросы – как грамотно определить объём партии, выпускать несколько позиций или сразу наладить запуск линейки косметических средств?
При расчёте бюджета нужно учесть следующие факторы:
- Если делаете первые шаги, расходы начнутся уже при регистрации ООО или ИП. Кстати, если планируете вести небольшой бизнес по продаже косметики ручной работы, можно получить самозанятость, но ограничения по сумме годового дохода не дадут развиваться, а ещё нельзя нанимать сотрудников. Если будете ИП- заплатите 800 руб., если решите стать ООО заплатите 4000 руб., самозанятость регистрируется бесплатно. Также возможны дополнительные расходы – на создание КЭП, открытие расчётного счёта в банке и др.
- Изучите рынок. Это можно сделать самостоятельно и бесплатно. Можно заказать отчёт в специализированных агентствах. Сумма расходов на исследование будет отличаться в зависимости от того, насколько глубоко вы погрузитесь в вопрос.
- Заложите расходы на аренду или покупку помещения. Аренду многие используют на старте, но лучше, чтобы в помещении не пришлось сразу же делать ремонт, а можно было обойтись стандартным «наполнением».
- Рассчитайте расходы на оборудование. Перечень его зависит от того, чем вы будете заниматься. Но есть и общие принципы – в производстве потребуется оборудование для разлива, укупорки, мойки тары и др.
- Определите размер ежемесячных расходов на зарплату, налоги и сборы, закупку материалов и сырья, рекламу. В идеале «на руках» должна быть сумма, которой хватит хотя бы на 6 месяцев работы. Также учитывайте ежемесячные платежи по кредитам, если брали деньги на запуск бизнеса в банках.
Кроме основных расходов нужно заложить хотя бы 10% на форс-мажор, например, на необходимость ремонта оборудования, повышение цен на сырьё, стоимости услуг транспортной компании и др.
Какое оборудование потребуется?
Один из наиболее важных этапов запуска производства косметики – подбор оборудования. При этом нужно учитывать такие факторы:
- Производительность. Если планируете запустить небольшое производство и выпускать партии минимального объёма, нет смысла закупать высокопроизводительное оборудование. В то же время, нужно учитывать возможность дальнейшего расширения.
- Стоимость обслуживания. В идеале необходимо найти поставщика, в штате которого будет технолог, способный помочь консультациями по эксплуатации оборудования. Это же касается поставки и установки.
- Доступность комплектующих и запчастей для ремонта. В этом плане привлекательнее оборудование российского производства, для которого несложно найти необходимые компоненты.
- Особенности эксплуатации. Учитывайте срок монтажа и запуска, необходимость привлекать к этому сторонних специалистов, лёгкость освоения сотрудниками вашего предприятия.
- Наличие гарантийного и постгарантийного обслуживания.
Современные модели установок для линий косметики – универсальное оборудование, которое предназначено для всех этапов производства, в том числе приготовления и упаковки. Подходят для различных типов продукции – шампуней, кремов, скрабов, масок, гелей, лосьонов, мазей и др.
Оснащение цеха происходит следующим образом:
- Производители оборудования составляют техническое задание и перечень необходимого оборудования;
- после разрабатывают план установки и монтируют оборудование на месте;
- следующий этап – запуск и тестирование;
- затем происходит обучение сотрудников работе с оборудованием;
- после запуска – при необходимости обслуживание, консультирование, ремонт.
Как организовать производство косметики?
Поэтапный запуск производства:
- Провести анализ и решить, какие виды продукции хотите выпускать. Здесь нужно учитывать и потребности целевой аудитории, и конкуренцию, и доступный для запуска бизнеса бюджет.
- Разработать продукт. Потребуется привлечение химиков-технологов. Также нужно найти поставщиков сырья , материалов и упаковки.
- Подобрать оборудование и сотрудников. В идеале подбор работников также лучше доверить опытному специалисту, имеющему опыт в сфере производства косметики.
- Запуск производства. Есть два сценария – разработка продукта и передача производства на контрактное производство или организовать собственное производство.
- Когда первая партия сойдёт с конвейера, расслабляться рано. Важно отслеживать результаты, чтобы понять, что необходимо усовершенствовать, какие есть ошибки. Нужно понимать тенденции рынка и потребности целевой аудитории, чтобы продукт использовался спросом, а также уделять немало времени и средств рекламной кампании. Универсальных инструментов для оценки результатов нет, но важно держать руку на пульсе и не пускать производство на самотек.
Какие документы необходимо подготовить?
Косметические средства сертифицируются согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 009/2011. Ещё на этапе постановки на производство проводится государственная регистрация, для этого необходимо обращаться в Роспотребнадзор.
Но есть исключения, поэтому необходимо свериться с единым перечнем товаров, на которые распространяется действие регламента. Так, сертификация нужна для таких категорий: солнцезащитные кремы, средства для завивки волос, депиляции, химические пилинги и др. Кроме того, косметическая продукция маркируется. Это правило распространяется на каждую единицу.
Бьюти-сегмент не так прост – здесь высока конкуренция и множество подводных камней. Однако если правильно организовать производство под собственным брендом, вложиться в рекламу, маркетинг, исследование рынка, закупить правильное оборудование и в целом продумать стратегию, всего за несколько месяцев можно окупить расходы и выйти в плюс.